Кратко о построении музыкальной сцены в наушниках

Решил выложить ко всеобщему ознакомлению некий «секрет Полишинеля» по поводу «формирования музыкальной сцены», так как регулярно сталкиваюсь с подобными утверждениями:

Утверждение:

….именно от согласования каналов во многом будет зависеть «умение» наушников передавать объем, «строить пространство» … для меня это важно, потому что отсутствие «сцены» — одна из двух главных моих претензий к нынешним моим наушникам…

Мой комментарий:

А вот тут все гораздо сложнее.
Именно этот фактор на способность построения «сцены» влияет не так сильно, как принято считать.

«Сцену» строит мозг на основе проступающей от слухового аппарата информации.
Чтобы появилась «сцена», нужно, что чтобы мозгу информации было для этого достаточно.
Для этого нужно разрешение (разрешающая способность) излучателей. Чем больше, тем лучше.

Разрешение (истинное) в свою очередь определяется уровнем искажений разной природы (чем меньше, тем лучше).

Однако, существуют эффекты, которые способны «обмануть мозг», предоставив ему некую имитацию высокого разрешения за счет шлейфа гармоник и повышения уровня сигнала на ВЧ.
Причем тут есть определенные «маркеры», по которым вполне можно судить о способе получения такого «псевдоразрешения».

  • Если звучание становится просто акцентированно ярким, с преобладанием ВЧ, но с более или менее сохранением способности передавать пространственные размеры КИЗ (кажущихся источников звука) и характер распространения от них звука в пространсве, то имеем дело скорее всего с повышением уровня в области ВЧ при достаточно низких гармонических искажениях.
  • Если КИЗ становятся «точечными», бочка, контрабас, деревянные духовые типа фагота четко локализуются, то в спектре полно гармоник высокого порядка, обычно нечетных.
    Отмечу, что и то, и другое ведет к своеобразному тембровому окрасу, который отличается от натурального звучания. При некоторой тренировке слуха (если он есть, конечно) это довольно легко всё можно услышать.
    В последние пару десятков лет в «топовых» наушниках активно присутствуют в той или иной мере оба этих подхода.
    Если речь конкретно об изодинамике, то технические средства, которыми это достигается в конструкции излучателей (помимо акустического оформления) такие:
  • Разные варианты несимметричных магнитных систем (односторонние, фрагментарные, с разными размерами магнитов).
  • Разные варианты нарушения симметрии в топологии дорожек на мембране.
  • Еще один параметр, который сейчас маркетологи активно пиарят, как некое «достижение», — это использование сверхтонких пленок. С определенной толщины они усугубляют особенности из п.1. и 2. Их влияние на звук тоже в виде роста искажений.
    То есть излучатели изначально проектируются буквально «слегка кривыми или не очень», чтобы получился именно такой результат по звучанию.
    К сожалению, борьба за действительно низкий уровень искажений давно уже не является мейнстримом.

Что касается именно согласования каналов, то это конечно параметр важный, при «построении сцены» он влияет на ее характер, расположение конкретных КИЗ в пространстве. Однако на саму способность наушников или тракта формировать сцену больше оказывает именно разрешающая способность, либо ее имитация.

Контактная информация

Местоположение

г. Краснодар
ул. Красная 113

Социальные сети

Нажимая кнопку Отправить Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности